Синюшкин колодец XXI века…

…или как правильно вести себя в гостях у Хозяйки Медной горы (Синюшкин колодец, Полевской, Азов-гора, Думная гора).

Для путешествия по Бажовским местам специального времени не искали: какой выбор у офисных тружеников? Суббота либо воскресенье, да чтоб еще дождя проливного не было. Поэтому получилось так, что наш маршрут сложился в день гибридного солнечного затмения, о котором, оказывается, накануне писали  почти все СМИ. Но мы не читали, и о предстоящей активизации мистических сил не знали.

«Затмение в Скорпионе активизирует кризисы и экстремальные ситуации. Затмение будет стимулировать поиск своего пути, размышления о своем предназначении, а также мистические знания и эксперименты», — говорит астролог Астромеридиан.ру Людмила Муравьева.

Не вооруженные столь ценным знанием, мы просто собрались и поехали в гости к Хозяйке Медной горы.

Азов гораК синим болотным туманам, заколдованным кладам и  засыпанным пещерам (… а там не только духи предков). Родина сказов Бажова — Полевской, именно здесь родились легенды о Хозяйке Медной горы, о каменном цветке, который мечтал создать Данила-мастер. Здесь рассказывал свои истории дед Слышко, прятали в Азов-горе самоцветы «старые люди», сыпал драгоценными камнями козел Серебряное копытце. Здесь и  бабка Синюшка тянула к пропащим душам свои длинные синие руки…

Освежили в памяти сказы Бажова, загрузили карты. Путь проложили по Полевскому тракту, через мемориал на границе Европы-Азии (так себе сооружение. Ни аутентичности, как под Первоуральском, ни пафоса, как на московском тракте). Надпись гласит, что знак установлен в год 250-летия научного обоснования границы между Европой и Азией государственным деятелем Татищевым.

В Полевском  прогулялись у памятника промышленной архитектуры 19 века «Северская домна» (построена в 1860 г., олицетворяет историю металлургического производства). Северская домнаТоварный знак предприятия – северская цапля (см.на крыше) — был известен не хуже, чем демидовский соболь. Музейный комплекс расположен на территории современного Северского трубного завода. Рядом — прокатный цех и плотина. Экскурсию можно заказать по предварительной записи в будние дни… но и сквозь решетку выглядит достойно. Вдохновились… живая история.Северская домнаСеверская домна — один из трёх заводов-музеев Урала (есть еще «Демидовский завод» в Нижнем Тагиле и «Усть-Боровские солеварни» в Соликамске). Сегодня это единственная сохранившаяся в России и Европе доменная печь XIX века, все внутреннее устройство – в  аутентичном состоянии. Северскую домну можно увидеть в фильме Ярополка Лапшина «Демидовы» (1983 г.). Вот один из кадров фильма:

История Полевского началась в 1702 году, когда был основан медный Гумешевский рудник (знаменитые «Гумешки», его малахитом отделаны Зимний дворец и Версаль. Малахит — минерал, основной карбонат меди. В сказах этот рудник фигурирует как Медная гора, сейчас на его месте ямы да канавы). После того, как посёлок рудника был сожжён башкирами и заново восстановлен, вместе с ним были построены два завода: Полевской медеплавильный и Северский железоделательный.

Сейчас Полевской и его окрестности производят  невеселое впечатление. Город-работяга, придавленный провинциальной бесперспективностью. Несмотря на почтенный возраст, как-то не ощущается в нем ни духа старины (как, например, в Невьянске), ни светлой новизны на фоне немалых денег, которые крутятся тут же в промышленности. По-советски депрессивно, серо.

ПолевскойВыезжаем из северской части Полевского в сторону поселка Зюзельский. Наша цель – Синюшкин колодец. Находится он в нескольких километрах от города, недалеко от горы Азов, в природном парке Бажовские места. Здесь раньше, как описывает Бажов, «места были глухие, тайга, кругом топи, ни дорог, ни тропинок. Отыщет старатель богатую жилку, заприметит местность, «знаки» какие надо оставит. Назавтра пришел — ни примет, ни знаков. Будто все в колодец провалилось. Так и звали эти богатые, но заколдованные места — Синюшкин колодец».

Доезжаем до своротки на Зюзельские болотца… Пешком идти метров 50. Лес – не лес, а чертовщина сказочная. Все прямо как в сказах описано. Бурелом, сухостой, кочки… гулять по такому – никакого удовольствия. Мрачное место.Синюшкин колодецГде-то здесь живет бабка Синюшка — «Всегда старая, всегда молодая. К здешним богатствам навеки приставлена». Легенда гласит, что незваных гостей она  выпроваживает, а то и вовсе топит их в своем колодце. Молодой девушкой показывается она только тем, кто бескорыстен и душой чист. Того и богатствами своими одарит. Старожилы говорят, что Синюшка и поныне здесь людям голову кружит да плутать заставляет. Но этому есть вполне разумное объяснение: иногда болотные испарения творят с людским сознанием странные вещи.Синюшкин колодецРядом с колодцем когда-то был портрет молодой Синюшки. «Простая девчонка, в обыкновенный человечий рост. Годов так восемнадцати. Платьишко на ней синее, платок на голове синий, и на ногах бареточки синие. А пригожая эта девчонка — и сказать нельзя. Глаза — звездой, брови — дугой, губы — малина, и руса коса трубчатая через плечо перекинута, а в косе лента синяя». Говорят, сверху над ее головой можно было различить старческое лицо. Жаль, но сейчас узнать облик Синюшки уже невозможно, все разъела ржавчина.Синюшкин колодецОт колодца отходит труба – чтоб было удобно набирать воду. Местные жители говорят, что она обогащена серебром. Не знаю… это первое место, где никому из нас ни захотелось не только сделать глоток, умыться из источника, зачерпнуть живой энергии, но и просто опустить в воду руки. Это совершенно нехарактерная лично для меня ситуация… Будто какая-то сила остановила (вода в тот день была не живая? солнечное затмение повлияло?). Не понятно.Синюшкин колодецПозитив этого места явился нам в его послевкусии. Не знаю, ожидания какого чуда направили нас в те края – ведь здравый смысл подсказывал, что в промозглую ноябрьскую погоду  в заболоченных лесах не встретишь милого взгляду пейзажа… Пришли мы к бабке «без ковша», золота-богатства не ждали, лишь любопытство удовлетворить хотели. И покидая Синюшкин колодец, обрели  вдруг такую легкость и радость, какую редко испытываешь даже в самых райских уголках земли. Уйти из гиблого места без потерь, с ощущением обновленного себя и верой в правильность своих поступков – прекрасный результат. И осенний лес после болотных зарослей показался светлым и чистым, и краски мира – яркими и сочными.Синюшкин колодецВесь дальнейший путь мы как бы смотрели приключенческое кино про самих себя, немного со стороны. То ли синий туман повлиял, то ли солнечное затмение (алкоголь не употребляли!)…

А прикалывались над своими ожиданиями и над неподобающим обустройством таинственного места мы, как оказалось, зря. Но понять это получилось не сразу. Позже, по возвращению домой, каждого из нас «ударило» по слабому месту. Не критично, но чувствительно – как заботливый родитель шлепает любимого дитя в воспитательных целях. У кого назавтра спину прихватило, кому голову закружило или какая другая печалька приключилась… Как бы давала Синюшка понять, что не стоит над теми вещами глумиться,  в суть которых проникнуть не каждому дано. В общем, тема не раскрыта и не закрыта.Синюшкин колодецВыезжаем на асфальтовую дорогу (едем дальше в сторону от Зюзельского), и через пару километров видим справа грунтовую дорогу, ведущую на гору Азов. По обочинам – множество машин и даже туристический автобус (никто плохой погоды не боится. Костровища и уютные полянки все востребованы). Решено было прогуляться пешком, по тропинке (месить машиной грязь на дороге в этот раз не захотелось. Летом, или как подморозит – на паркетнике можно проехать, если захочется, к самому подножию горы).Азов гораУральские горы — самые древние в мире,  геология уходит в палеозойскую эру. Более 300 миллионов лет назад на Урале шел горнообразовательный процесс, т.е. кипели вулканы, вытекала расплавленная лава, сминались в складки толщи морских отложений. Все это громоздилось одно на другое, ломалось и перемешивалось. Образовывался Урал — горная стена, которая протянулась на тысячи километров.Азов гораАзов-гора сложена из прочных вулканических пород. На вершине расположены причудливые скалы-останцы, похожие то ли на огромные клыки, то ли на зубчатые башни средневекового замка (на самом деле это застывшая лава). Ученые считают, что именно из-за них гора получила свое название «Азов», поскольку «азау» по-татарски означает «зуб».Азов гораЗамысловатая вершина всегда привлекала к себе людей. По верованиям манси, среди этих мрачных скал обитали духи их предков. В разное время находили многочисленные археологические ценности. Например в 1940 году школьники нашли клад IV-III вв. до н. э. Там были идолы в виде стремительно летящих хищных птиц. Причем у них было по две пары крыльев. Ученые-археологи считают, что такая птица была неким тотемом у древних металлургов. А процесс выплавки металлов (меди) был священным. Азов гораПозднее сюда пришли русские поселенцы, построили Полевской завод, но манси все равно не забывали своих святынь и ходили на это место навещать духов своих предков. Православные к язычникам относились с опаской и на странную гору без особой на то нужды не ходили. Кстати, таинственный народ чудь также обитал на этой горе.Азов гораС  горой Азов  связан сказ Бажова «Дорогое имячко». Написать этот сказ  писателя побудили многочисленные рассказы и легенды о пещере, скрытой в этой горе. В сказе говорится, будто бы «стары люди» (не русские, не татары – вогулы или более древние прародители),  спасаясь от преследования корыстных казачков и царских людей, вынуждены были покинуть обжитые места. Причем «стары люди» понимали истинные ценности и  не поклонялись ложным: золотыми самородками зверя били («в руках держать ловки и бьют емко – вот они в округе по всему лесу и раскиданы). Самоцветами хоть дети играли, а золото человеку и вовсе ни к  чему… Азов гораУходя с горы, сокровища спрятали в пещере, которую до сей поры охраняет девка Азовка. Ждет она, когда вновь настанут времена, когда золото для людей не будет иметь никакого значения. Тогда придет к пещере человек, угадает-назовет ее имя – и отдаст она ему в ответ свое ее сердце (ну и сокровища).Азов гораМежду тем, скалы на Азов-горе состоят из твердой вулканической породы, и образоваться естественным путем пещера здесь никак не могла.
Азов гораНа просторах Интернета геологи, старатели и просто туристы, побывавшие в этих местах,  в голос утверждают, что есть здесь какая-то загадка, с каждым происходит что-то мистическое: то ли в этих местах мир подземный встречается с поверхностным, то ли магнитные аномалии дают о себе знать… Мы тоже поняли, что Азов-гора – это тайна, обещание и надежда. Возвращаешься из этих мест с чувством, что надо идти и идти. А там – как карта ляжет. «Кто вот из вас доживет, тот увидит клад Азов-горы», – завещал Павел Петрович.
Азов гораНа вершине горы Азов возвышаются скалы в высоту достигают  более 20 метров.  В одном месте между большими вертикальными глыбами образовался проход.Азов гораСкалы на Азов-горе выходят в двух местах, имеют две вершины. Поэтому гору делят на Большой и Малый Азов. Со скал открывается широкая панорама на леса, город Полевской и его водоемы.Азов гораНо самое интересное – это два излюбленных места Хозяйки Медной горы, где она по преданиям всегда являлась людям. На одном из этих мест студенты местного художественного училища на скале во весь рост нарисовали портрет Хозяйки Медной горы.

Азов гора

После покорения вершин организм потребовал питания и обогрева. И мы не смогли этому сопротивляться =)Азов гора

Азов гораСледующая точка нашего бажовского маршрута — Думная гора. Из переулка с тремя домиками узенькая тропинка ведет к некрутой безлесой горе. Вершина ее увенчана гребешком. Где-то у гребешка находилась караулка дедушки Слышко с «невысоким помостом да звонким колоколом». Там он и рассказывал юному Павлу Бажову предания окрестных земель, на основе которых впоследствии родились знаменитые сказы.

гора ДумнаяТак и записал Бажов: «Жили здесь стары люди. В Думной горе пещера есть, с реки ход-от был. Теперь его не видно..». Некоторые утверждают, что от Думной горы были проложены подземные ходы к Гумешевскому руднику и к Азов-горе.

С обрыва Думной горы открывается великолепный вид на часть города и окрестности.гора ДумнаяРаньше на вершине была церквушка и народ ходил туда крестным ходом. Позже ее разрушили и установили Поклонный крест.гора ДумнаяЕсть разные  версии происхождения названия Думной горы, но нам лично симпатична бажовская версия, по тому же сказу «Дорогое имячко»: «думали (стары люди), что делать, целых три дня. Оттого и гора Думной зовется. Раньше по-другому как-то у ей имя было. Обмозговали все по порядку и придумали переселиться на новые места, где золота совсем нет, а зверя, птицы и рыбы вдосталь».

В 1929 г. на вершине горы в честь 10-летия разгрома Колчака на Урале установлен памятник освободителям — фигура юноши с винтовкой и молотом в руках (зачем винтовка и молот одновременно  не понятно. Стрелять неудобно, работать  тем более…). Сейчас историю пытаются переписать местные радикалы, прославляющие Колчака альтернативными тегами.гора ДумнаяНа этом месте и закончилось наше путешествие. Световой день в ноябре короткий (это я пишу в оправдание тем, кто в субботу не готов рано вставать и отправляется в путь не раньше обеда). Можно было попытаться успеть по дороге посмотреть «Старую линзу» — тальковый карьер в Шабрах. Но решили, что не стоит пытаться объять необъятное. Мы успели то, что успели, и загрузились мистическими аллегориями до следующего путешествия. Надеюсь, оно не придется на день солнечного затмения и не заставит нас испытывать себя на прочность…

KML-LogoFullscreen-LogoQR-code-logoGeoJSON-LogoGeoRSS-LogoWikitude-Logo
Синюшкин колодец XXI века

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Азов-гора: 56.475278, 60.085000
гора Думная: 56.439307, 60.189328
Синюшкин колодец: 56.481063, 60.118217
Северская домна: 56.487236, 60.229980

3 комментария

  1. Перечитал сказ Бажова «Дорогое имячко» об Азов-горе и как-то озадачился: кто это такие — «стары люди»?
    Порылся, как водится, в инете. Все кивают на вогулов, то бишь, манси, по-современному. Тот же культовый сегодня писатель Алексей Иванов в статье «Угорский архетип в демонологии сказов Бажова», опубликованной в журнале «Филолог» Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (выпуск №5 2004 г.), пишет: «В блоке «чусовских» сказов особняком стоят «Ермаковы лебеди» и «Дорогое имечко» (они «не горнозаводские»). В сказе «Дорогое имечко» Бажов об исчезнувшем народе говорит: «Были они не русськи, не татара, а какой веры-обычая и как прозывались, про то никто не знает. По лесам жили. Однем словом, стары люди». В сказе «Золотой волос» Бажов уточняет: «Наших русских в здешних местах тогда и в помине не было. Башкиры тоже не близко жили…». Еще про «старых людей» известно, что они не знали хлеба и пороха, не ценили золота…. Что же это за «стары люди»? Это вогулы (русское прозвище манси).»

    Однако не сходится. Давайте анализировать. Время действия в «Дорогом имячке» определяется легко: сразу после похода Ермака на Сибирь, т.е., 80-е годы 16-го века. А контакты русских с манси документально фиксируются уже с 12-го века, а с 14-го века земли Перми Великой в Верхнем Прикамье и по Вычегде вплоть до Устюга Великого подвергались систематическим набегам мансийских пелымских князей из-за Урала.
    При этом нередко союзниками манси выступали и русские вятчане: они участвовали в походе князя Асыки на Усть-Вымь аж в 1455 году, когда был убит епископ пермский Питирим, активно пытавшийся обратить вогулов в христианство. В 1483 году специально посланное Иваном III войско образумило пелымских манси, пройдя по Тавде, Иртышу и вниз по Оби. С этого времени начинается постепенное подчинение манси Москве.
    Однако в 1535 году пелымские князья вновь напали на Чердынь, а в 1572–1573 годах князь Бехбелей вёл настоящую войну со Строгановыми, осаждал Чердынь, городки по Чусовой, Сылве, Верхней Каме. Даже после прохода по мансийским землям Ермака в 1580 году пелымский князь с вогулами и остяками предпринял последнюю попытку сопротивления в 1581 году, осадил городки по Чусовой и Сылве, но был разбит, пленён и вынужден принести присягу на верность московскому царю.

    Это что же получается? Два века на огромнейшей территории происходят боестолкновения пришлых московитов с местной титульной нацией, а на отдельно взятой территории вокруг Азов-горы этот самый народ никто не может идентифицировать как вогулов, в том числе, и один из главных героев сказа — соликамец, чьи (уже родные для него места) от вогулов горя хапнули в свое время по полной программе, и фигурирующие в качестве отрицательных персонажей бывшие ермаковцы, плотно контактировавшие с вогулами во время похода.
    Тот же А. Иванов пишет: «Вогулы были первыми проводниками русских на Урале: по легенде, они и Ермака провели в Сибирь. Вогулы указывали русским рудознатцам месторождения, а на месторождениях русские находили «чудские копи»…широко известна история, как вогул Семен Чумпин указал русским железорудное месторождение и за это был сожжен соплеменниками на вершине горы Благодать. В «царское» время там даже стоял памятник Чумпину»

    Должны же были на протяжении двух веков даже воюющие народы как-то понимать друг друга в языковом плане. Тем более, ко времени описываемых в сказе событий, не только воюющие. Но ни соликамец, ни казаки не только «старых людей» не понимали, они даже языка их определить не могли.

    Далее. Что в сказе говорится? « Зверя добывали, птицу-рыбу ловили, тем и питались. Пчелы дикой множина была. Меду-сколько добудешь. А хлеба и званья не было. Скотину: лошадей, напримерно, коров, овцу — не водили. Понятия такого у них не было. По лесам жили. Однем словом, стары люди. Домишек у них либо обзаведенья какого — банешек там, погребушек — ничего такого и в заводе не было. В горах жили. В Думной горе пещера есть. С реки ход-от был.»

    А о чем говорит наука? «Поселения у вогулов были постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Посёлок (пауль) обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой — прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой. Жилище отапливалось и освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.»

    Спросите, где взял? В Википедии? Там что угодно написать могут – поди, проверь. Хорошо, аргументирую. Возьмем книгу «Народ манси: воплощение мифа» И. Н. Гемуева, издание Сибирского отделения Института археологии и этнографии Российской Академии Наук, Новосибирск, 2003 г.
    «Уже в XI в. новгородцам стало известно об угорских, в том числе мансийских, княжествах… Так, в новгородской летописи упоминается “князь югорский”. Если исходить из того, что русские при оценке чуждой для них действительности использовали собственные представления и мерки, то князь югорский XII в. – это как минимум военный предводитель, ведь в Великом Новгороде князь исполнял именно эти функции…
    Центром мансийского княжества был городок, укрепленный рвом и тыном. Здесь находилась резиденция князя, здесь же располагалось и святилище — место поклонения всего населения княжества. Большая часть «подданных» князя жила в маленьких, разбросанных далеко один от другого селениях-паулях.
    Образ князя сохранился в народной памяти угров. Вот каким его увидел через призму фольклора выдающийся историк С.В. Бахрушин: “Князья выделяются великолепием: былины говорят о роскоши их одежды, об амбарах, где хранятся их богатства, о шелковых, разотканных и украшенных бубенцами завесах, отделяющих в их домах женскую половину от мужской, о сокровищах их домашних богов… О мансийских (как и хантыйских) княжествах можно сказать, что они достигли рубежа предгосударственных образований. По аналогии их можно сопоставить с древнекиевским княжеством ко времени прихода варягов в Киевскую Русь.»

    Вот так. В 12-м веке у вогулов уже были княжества, а по описанию Бажова «стары люди» во второй половине 16-го века находятся на уровне практически первобытнообщинного строя периода медного века (не бронзового даже).
    И еще одна нестыковка, говорящая не в пользу вогульской гипотезы. Бажов: «Тут еще девка случилась, ихнего старшины дочь… Одно плохо, — сильно большая была. Прямо сказать, великанша. И как раз девка на выданье. Восемнадцатый год доходил. Самая, значит, пора. Ну, ей и приглянулся, видно, пришлый-то. А он тоже, по-нашему, мужик рослый был…»
    «Раненый мало-помалу оклемался. Видит, какие-то вовсе незнамые люди. Рослые против наших.»

    Получается, что «стары люди» были гораздо выше русских. Несколько раз подчеркнуто по ходу пьесы.

    Обратимся снова к ученым. Возьмем ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, работу Г. А. Аксяновой «ИТОГИ РАСОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБСКИХ УГРОВ»: «Популяции хантов и манси к настоящему времени изучены этническими антропологами по всем методическим программам… Они рассматриваются обычно как наиболее яркие представители уральского типа в составе уральской группы типов (то же «расы») или, по терминологии А.Н. Багашёва, в качестве уральского типа в составе западносибирской расы… Они по многим показателям отчетливо занимают промежуточное по¬ложение между европеоидными популяциями Восточной Европы и северо¬азиатскими монголоидами. Манси и ханты, представляя уральский тип, характеризуются следую¬щим комплексом признаков: низкий рост (менее 160 см в среднем для муж¬чин), общая грацильность (миниатюрность строения), неширокая голова и т.д.

    Нас, собственно, интересует рост. Менее 160 см. у мужчин. И если принять гипотезу, что в сказе «стары люди» — вогулы, то русские в 16-м веке вообще тогда карликами были? Живо представляется картина маслом: бравые усатые и бородатые казаки Ермака ростом, примерно под метр двадцать – метр тридцать бодро подсаживают друг друга в битве, чтобы достать саблей до шеи врага…бред.

    Короче говоря, ни по каким признакам «стары люди» с вогулами не ассоциируются. Не подумайте только, ради Бога, что целью этого поста является наезд на всенародно любимого писателя Алексея Иванова (мне очень нравятся его книги, я их все прочел, и с нетерпением жду следующих), просто именно его работа на заданную тему оказалась самой масштабной из всех, представленных на бескрайних просторах Рунета.

    Так кто такие, все же «стары люди» Бажова? Начинаю выстраивать свои версии. Вновь обратимся к книге «Народ манси: воплощение мифа» И. Н. Гемуева: « Еще три тысячи лет тому назад на юге Западной Сибири… у южных склонов Урала, в степях Северо-Западного Казахстана жила многочисленная общность людей… Это были древние угры – земледельцы и скотоводы (им, в частности, было известно и коневодство). Однако именно тогда, на рубеже II и I тысячелетий до нашей эры… началось размежевание угорской общности. Одна группа угров (предки будущих венгров) стала переходить к пастбищному кочевому скотоводству, а другая, без которой не было бы современных манси и хантов, начала продвигаться на Север… Постепенно продвигаясь на Север, они повсеместно сталкивались с племенами (их принято именовать уральскими), которые жили здесь еще раньше.
    Уральцы, в отличие от пришельцев-скотоводов, были охотниками и рыболовами. К тому же и язык у них был иным, чем у угров. И вот, в силу исторических обстоятельств, двум столь несхожим этнокультурным общностям, суждено было не только соприкасаться, но и взаимодействовать в течение многих веков…
    Можно с достаточной уверенностью полагать, что манси как народ сложились приблизительно к X – XI вв. н.э.…Все мансийское общество делилось на две половины – фратрии Пор и Мось. Люди жили маленькими поселками или отдельными семьями, но при этом жители каждого селения (пауля) отчетливо представляли себе, к какой именно фратрии они принадлежат. Такое знание было необходимо, поскольку браки заключались между представителями противоположных фратрий: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось – потомки угров.»

    А вот теперь можно предположить, что «стары люди» являются как раз тем древним уральским племенем, которому не удалось встретиться с переселявшимися уграми и ассимилироваться с ними. Возможно, свою роль сыграл фактор изоляции, порожденный уникальными природными условиями Урала. А ничего удивительного. До сих пор в 21 веке в джунглях Южной Америки находят первобытные племена, которые представления не имеют, что кроме них, еще кто-то есть на белом свете. Почему бы и на Урале до 16 века не могло просидеть в пещерах Азов-горы древнее уральское племя, никогда не встречавшее других людей и остановившееся из-за этого в развитии на уровне медного века. Хорошая гипотеза, но…как совершенно справедливо написано в чудесном рассказе, к которому я пишу данный комментарий, в 1940 году пытливы юные краеведы школьного возраста нашли на Азов-горе древние идолы (медные фигурки) в виде стремительно летящих хищных птиц. Причем у них было по две пары крыльев. Ученые-археологи считают, что такая птица была неким тотемом у древних металлургов.

    Тогда вновь цитирую ученых: «Существует немало преданий о происхождении мансийских, а вернее обско-угорских, фратрий. Считается, что предком фратрии Пор был медведь (или медведица), а предком Мось – женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки…» или птицы, продолжаю я. А фратрия Мось – это угры, а не уральцы.
    Таким образом, появляется вторая гипотеза о том, что в Азов-горе до 16 века просидело не уральское племя, не встретившееся с уграми, а угорское племя, замершее в развитии от того, что ему не удалось встретиться с уральскими племенами, т.е., сработал тот же самый фактор изоляции.

    Есть у меня еще и третье предположение. Бажов П. П. просто-напросто заморочил всех чисто своей выдумкой. Однако, верить в это не хочется, ибо достоверно известно о том, что Павел Петрович писал свои сказы по мотивам рассказов («тайных сказов» — старинных устных преданий горнозаводских рабочих) дедушки Слышко – В. А. Хмелинина. Правда, Бажову пришлось как-то официально заявить, что это типа художественный приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем, но это его явно вынудили сделать по идеологическим соображениям…

  2. Спасибо огромное за рассказ. Через несколько часов еду туда, увы, не по самому приятному, а жуткому поводу — заповедные места в опасности! Местные собираются на митинг, я как журналист и уралец тоже не могу молчать… http://www.nr2.ru/ekb/486998.html Не время просить что-то у бабки Синюшки и девки-Азовки, время их спасать!

Добавить комментарий